Это означает, что операционный левередж выражается не одним, а, как минимум, двумя показателями, из которых один рассчитывается для случая, когда в плановом периоде меняются только цены на реализуемую продукцию, второй — для случая изменения только натурального объема продаж. При условии, что плановая выручка от продаж изменяется за счет обоих факторов, в расчетах применяются оба названных показателя операционного левереджа.
Назовем условно первый из указанных видов операционного левереджа ценовым, второй — натуральным. Ценовой операционный левередж определяется по формуле:
, (4)
где Лц — ценовой операционный левередж;
Вб — базисная выручка от продаж;
Пб — базисная прибыль от продаж;
Ценовой операционный левередж равен отношению базисной выручки к базисной прибыли от продаж и показывает во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменении выручки при изменении цен на 1 %.
Формула натурального операционного левереджа выглядит так:
, (5)
где Лн — натуральный операционный левередж;
Пр — базисные переменные затраты.
Натуральный операционный левередж — это отношение выручки от продаж базисного периода, уменьшенной на переменные затраты того же периода, к базисной прибыли от продаж, или отношение маржинальной прибыли к прибыли от продаж в базисном периоде.
С помощью показателя натурального операционного левереджа рассчитывается плановая прибыль от продаж при условии изменения в плановом периоде только натурального объема продаж.
В реальных условиях, как правило, происходит одновременное изменение и цен, и натурального объема продаж, причем оба фактора могут действовать и в одном направлении, и в противоположных направлениях. Необходимо использовать оба вида операционного левереджа для планирования финансового результата от продаж именно при таких условиях. [17]
Темп изменения прибыли от продаж в плановом периоде по сравнению с базисным тогда будет определяться по формуле:
, (6)
где ∆П — прирост (уменьшение) прибыли от продаж;
Иц — изменение цен на реализуемую продукцию в плановом периоде по сравнению с базисным (в долях единицы и соответственно со знаками «+» или «–»);
Ин — изменение натурального объема продаж (аналогично величине «Иц»).
Формула (6) позволяет решать следующие задачи в процессе планирования финансового результата от продаж:
1. Расчет темпов и направления изменения финансового результата от продаж.
2. Целенаправленное изменение планового финансового результата от продаж путем корректировки каждого индекса в пределах имеющихся практических возможностей.
3. Определение необходимого уровня одного из индексов, если известен другой и задана нужная организации сумма плановой прибыли от продаж.
4. Определение уровня индексов, обеспечивающих критический объем продаж, т.е. нулевую прибыль в плановом периоде.
Таким образом, операционный левередж — инструмент, позволяющий оперативно реагировать на динамику спроса и принимать решения, связанные с изменениями финансового результата от продаж. [11]
Однако применение методов маржинального анализа ограничено рядом условий, в числе которых:
1. Устойчивый характер переменных расходов к выручке от продаж.
2. Неизменность постоянных расходов.
3. Постоянство структуры продаж по видам (группам) продукции.
Литвин М.И. предлагает использовать факторную модель прогнозирования прибыли от продаж, которая имеет следующий вид [18]:
PSp = PSb ± DS ± DN ± DVC ± DFC ± DP, (7)
где PSp — прогнозируемая прибыль;
PSb — прибыль базисного периода;
DS — влияние изменения объема продаж;
DN — влияние структурного (ассортиментного) сдвига в объеме продаж;
DVC — влияние изменения переменных расходов;
DFC — влияние изменения постоянных расходов;
DP — влияние изменения продажных цен на продукцию организации.
1. Фактор влияния объема продаж на прибыль (DS) может быть рассчитан по формуле:
DS = DTs*OL*PSb, (7.1)
где DTs — прогнозируемый прирост выручки от продаж;
OL — операционный рычаг;
PS — прибыль от продаж в базовом периоде.
2. Влияние фактора структурных сдвигов в объеме продаж (DN) определяется по формуле:
DN = Sb*Tb*DMPn, (7.2)
где Sb — выручка от продаж в базовом периоде;
Tb — прогнозный темп роста выручки от продаж;
Экономическая аналитика:
Методика налогового планирования по НДС
Под налоговым планированием НДС понимается планирование финансово – хозяйственной деятельности организации в целях оптимизации налоговых платежей и снижения налогового бремени по НДС. При планировании НДС следует учитывать особенности данного налога, которые связаны с тем, что в качестве объекта об ...
Анализ лицевых счетов открытых в муниципальном казначействе
В 2010 году началась реформа бюджетной системы, основанием которой послужил Федеральный закон № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года. Стоит сказать, что в соответствии с гражданским законодательством учреждение может быть(рис.2) Виды лицевых счетов, обслуживаемых в отделе платежей Ленинского района Управления ...
Налоговое планирование как законный способ
уменьшения налоговых платежей
Налоговое планирование (НП) - это совокупность законных целенаправленных действий, связанных с использованием определенных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств. Налоговое планирование позволяет уменьшат ...