Что касается агентства, уровень формализма зависит от того, находится оно в Минфине или вне Минфина. Одни агентства были созданы по специальному закону, определяющему их юридический статус, обязанности, подотчетность и организационное устройство; другие – по решению Минфина без специального статуса, и их обязанности, подотчетность и организационное устройство прописывались в отдельном документе, например, агентском соглашении. Этот документ (не говоря уже о специальном законе) и позволяет принципалу воспринимать агента как институт. Глава агентства прямо подотчетен министру финансов, а тот – парламенту.
Следующий элемент системы кнута и пряника – цели и исполнительские эталоны (стандарты деятельности). Чтобы направить деятельность агентства в нужное русло, Минфин должен поставить перед ним ясные неизмеряемые цели и увязать их, насколько это возможно, со среднесрочной долговой стратегией, учитывающей отношение правительства к риску. Отношение правительства к риску должно проистекать из мандата, полученного им от парламента, а мандат должен учитывать стремление среднего избирателя избегать риска.
В некоторых развитых странах неизмеряемые цели УГД дополняются измеряемыми стратегическими целями. Измеряемые стратегические цели являются результатом анализа затрат и риска на основе стохастических симуляций денежного потока за ряд лет.
Возложив на агента ответственность за получение измеряемых результатов, принципал побуждает агента действовать более энергично и тем самым хотя бы частично решает свою моральную проблему. Но он должен отвечать и отчитываться перед парламентом за усилия по достижению неизмеряемых целей. И здесь его ждет другая ловушка. Будут цели достигнуты или нет, зависит от действий агента и внешних обстоятельств. Поскольку принципал не может вычленить вклад агента в достижение целей, моральный конфликт сохраняется. Неудачу принципал скорее всего спишет на внешние обстоятельства, а агент продолжит действовать спустя рукава, получая полновесный гонорар.
Перейдем к исполнительским эталонам. Эти переоцененные по рынку параметры «теневого», эталонного долгового портфеля - итог сделок, заключенных в строгом соответствии со стратегическими целями. Если текущий долговой портфель можно мгновенно реструктурировать посредством выкупа ГЦБ и процентных свопов, то стратегические цели идентичны исполнительским эталонам. В противном случае первые могут сильно отличаться от вторых.
В Австрии, Дании, Ирландии, Португалии и Швеции агентства ведут активную торговлю ради краткосрочной экономии затрат на обслуживание долга. Для таких организаций стратегические цели дополняются исполнительскими эталонами, что позволяет измерять их деятельность. Тогда и отвечать за неудачу приходится агентству. Во многих странах- участницах ОЭСР стратегические цели идентичны исполнительским эталонам, так фактический долговой портфель может быть быстро доведен до «теневого» посредством активной торговли. Там же, где стратегические цели не идентичны исполнительским эталонам, важно провести четкую границу между первыми и вторыми.
Следующий элемент – мотивация агента. Огромная проблема для принципала - отличить результаты усилий и способностей агента от проявлений внешних факторов. Чтобы решить эту проблему, принципал предлагает контракт, мотивирующий агента к приложению всех усилий для выполнения возложенной на него миссии. Мотивация особенно важно, если агент ведет активную торговлю, предполагающую позиционирование на рынке и награду в случае «победы над эталоном». Такой контракт выходит за рамки единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы. В этой сетке нет надбавок за рискованные операции на рынке, но есть штрафы за потерю денег. Принципал должен изыскать способы доплачивать агенту за «победу над эталоном».
Экономическая аналитика:
Дискуссионные вопросы состава и структуры
финансовой системы в современной экономической литературе
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внеш ...
Проблемы и перспективы развития НП
К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен ...
Денежная единица и денежная система
В Средние века на территории Германии существовало более 20 независимых государств, каждое из которых чеканило свои металлические монеты. В большинстве государств монеты чеканили и серебра и золота, денежные системы немецких государств основывались на биметаллизме. Монопольно золотые монеты – талер ...