Вначале проанализируем состав и структуру активов предприятия в динамике за три (2006–2008) года. На основании данных, приведенных в табл. 1, можно сформулировать следующие выводы. Величина имущества предприятия ОАО «РЖД» в 2007 г. выросла на 165811129 тыс. руб. или на 6,13%, в 2008 г. она выросла на 633801923 тыс. руб. (на 22,07%), при этом:
– величина внеоборотных активов выросла на 682304570 тыс. руб. в 2008 по сравнению с 2006 г.;
– сумма оборотных активов ОАО «РЖД» выросла на 13319801 тыс. руб. за 2007 г. в основном за счет роста суммы долгосрочной дебиторской задолженности на 9440522 тыс. руб., краткосрочной дебиторской задолженности на 14687785 тыс. руб. и прочих оборотных активов на 3020348 тыс. руб., а такие статьи баланса как «НДС по приобретенным ценностям» и «Запасы» уменьшились на 14580057 тыс. руб. и на 1687697 тыс. руб. соответственно;
– в течение 2008 г. сумма оборотных активов выросла на 103988681 тыс. руб., это произошло в результате роста запасов на 12893135 тыс. руб., долгосрочной и краткосрочной дебиторской задолженности на 1577281 и 34008212 тыс. руб. соответственно, роста краткосрочных финансовых вложений на 36620891 тыс. руб. и денежных средств на 21579132 тыс. руб.;
– наличие долгосрочной дебиторской задолженности должно привлечь самое пристальное внимание руководства ОАО «РЖД», т.к. это показатель средств, отвлеченных из оборота предприятия, кроме того, всегда есть риск невозврата сумм покупателями, тем более, что это происходит на фоне значительного уменьшения суммы абсолютно ликвидных активов – денежных средств в 2007 г.;
В структурном соотношении в составе активов ОАО «РЖД» произошли следующие изменения:
– в целом удельные веса приведенных разделов актива претерпели несущественные изменения;
– соотношение между иммобилизованными и мобильными активами в 2006 г. 94,61/5,39; в 2007 г. 94,46/5,54; в 2008 г. 92,49/7,51;
– в принципе такое соотношение в пользу внеоборотных активов можно считать вполне приемлемым, учитывая специфику деятельности ОАО «РЖД» – большой объем подвижного грузового и пассажирского состава;
– таким образом, оборотные активы занимают незначительное место в составе имущества предприятия, менее 8% в течение всего исследуемого периода, однако в абсолютном выражении суммы оборотных активов значительны – от 145846950 тыс. руб. в 2006 до 263155432 тыс. руб. к 2009 г.;
– удельный вес запасов и затрат в общей сумме имущества предприятия составил в 2006 г. 2,95%; в 2007 г. 2,73; в 2008 г. – 2,6%, т.е. является самым большим в составе оборотных активов;
– удельный вес дебиторской задолженности (и долго- и краткосрочной) увеличивается в исследуемом периоде с 0,4% и 1,09% до 0,62% и 2,23%, хотя в относительном выражении сумма задолженности покупателей ОАО «РЖД» невелика, в абсолютном выражении эти суммы значительны, что требует принятия мер со стороны руководства к взысканию задолженности, что особенно актуально в условиях экономического кризиса;
– денежные средства также занимают незначительное место в составе активов предприятия ОАО «РЖД», их удельный вес в имуществе только в 2008 г. достигал значения удельного веса 0,72%, т.е. налицо достаточно низкая платежеспособность предприятия;
– последние два факта (наличие долгосрочной дебиторской задолженности, ее рост и рост краткосрочной задолженности, низкое значение денежных средств) отрицательно характеризуют деятельность предприятия ОАО «РЖД» в контексте управления оборотными активам.
Важную характеристику структуры источников средств предприятия дает коэффициент имущества производственного назначения (КИПН). Нормальным считается следующее ограничение КИПН0,5.
КИПН = (ОФ+НЗС+ЗП+НЗП)/А (15)
где ОФ – основные фонды;
НЗС – незавершенное строительство;
ЗП – запасы;
НЗП – незавершенное производство;
А – активы.
Значение данного показателя для ОАО «РЖД» следующее:
– за 2006 г. КИПН = (2296201061+164863318+46480011)/2705560845 = 0,9268
– за 2007 г. КИПН = (2275151011+220656950+57895743)/2871371974 = 0,8894
– за 2008 г. КИПН = (2685101293+285792927+69173088)/3505173897 = 0,8673;
В случае ОАО «РЖД» значения коэффициента выше нормативного, что говорит о рациональном использовании средств, вложенных в производственное обеспечение.
В целом в структуре и динамике активов (имущества) ОАО «РЖД» произошли изменения, которые можно расценивать следующим образом:
– как отрицательные:
– увеличение суммы долго- и краткосрочной дебиторской задолженности;
Экономическая аналитика:
Роль государственных органов в повышении эффективности
осуществления финансового контроля
Адекватная система государственного финансового контроля является одним из непременных условий успеха экономических реформ и важным инструментом борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. Создание отлаженной системы государственного финансового контроля следует рассматривать как ...
Политика валютного регулирования в период валютного
кризиса
Кризис 2008-2009 г.г . стал очередным тяжелым испытанием в развитии российского валютного рынка. Повысился спрос на доллар, что значительно снизило положение рубля. Рис. 2.1. После очередного снижения курса рубля 5 декабря 2008 года относительно бивалютной корзины на 1 %, что связывалось с удешевле ...
Анализ плановых показателей федерального бюджета РФ на 2010-2011 гг
Проанализируем абсолютную динамику плановых расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2010-2011 гг. (табл. 2.4). Таблица 2.4 – Абсолютная динамика расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2010-2011 гг. Наименование статьи расходов Сумма расходов по статье, в млрд. руб. Абсо ...